Биография

Цытович Владимир Иванович (6 августа 1931 – 5 октября 2012) – композитор, пианист и музыковед, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990), кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории. Награжден Орденом дружбы (2002).

Родился 6 августа 1931 года в Ленинграде. В семилетнем возрасте начал заниматься музыкой. Во время войны занятия были прерваны и возобновились в 1945 году после возвращения семьи из эвакуации. Начальное музыкальное образование В. Цытович получил в детском музыкальном кружке при Дворце Пионеров и Школьников. Благодаря брату Александру, который занимался на скрипке, юный композитор хорошо изучил этот инструмент, и одним из первых его сочинений стал Маленький концерт для скрипки и фортепиано (1947), который братья играли вместе.

В 1947 году В. Цытович поступил в седьмой класс школы-семилетки при консерватории, а на следующий год был принят в училище на два отделения: фортепианное (в класс Г.И. Ганкиной) и композиторское (в класс С.Я. Вольфензона). За время обучения в училище В. Цытович написал ряд сочинений, в том числе Сюиту для двух фортепиано, Тему с вариациями для фортепиано, Сюиту для струнного квартета и др.

Училище В. Цытович окончил с отличием (в 1953 году), поэтому в Консерваторию поступил, сдав один экзамен по специальности «композиция». Был зачислен в класс Б.А. Арапова. На втором и третьем курсах из-за отъезда Б.А. Арапова в Китай композицию вёл его ученик Ю.А. Балкашин, и с работой в его классе связан первый оркестровый опыт В. Цытовича – симфоническая сюита по сказке П. Ершова «Конек Горбунок» (1956). Дипломной работой стала Симфониетта для большого симфонического оркестра (1957).

По фортепиано В. Цытович около года учился на общем курсе, затем сдал экзамен и поступил в фортепианный класс И. Браудо. К окончанию консерватории по классу фортепиано в качестве методической работы были написаны шесть пьес «Приключения Чиполлино» (к каждой части прилагались тексты с методическими указаниями). Спустя несколько лет к ним добавились еще шесть частей, и цикл был выпущен издательством «Композитор» (и неоднократно переиздавался впоследствии).

В 1957 году, будучи студентом четвертого курса, В. Цытович был принят в Ленинградский отдел Союза композиторов.

По окончании консерватории в 1958 году В. Цытович продолжил обучение в аспирантуре по классу композиции у Б.А. Арапова. За это время были написаны симфонические зарисовки «Похождения бравого солдата Швейка» (для чтеца и симфонического оркестра) по Я. Гашеку, Сюита для двух фортепиано (1960) и Концерт для фортепиано с оркестром (1960) – в качестве выпускной работы.

С 1959 года и до конца жизни В. Цытович преподавал в Консерватории композицию, инструментовку и чтение партитур. Его деятельность была связана с кафедрой инструментовки, которую он возглавлял в течение двенадцати лет (1973–1985). Среди выпускников В. Цытовича по классу композиции – П.А. Геккер, А.А. Королёв, В.Н. Гурков, Н.Н. Карш, В.В. Кошелев, В.Г. Соловьёв, А.П. Смелков, С.В. Лаврова, В.А. Михеенко, А.А. Красавин и др. По курсу чтения партитур и инструментовки его класс окончили дирижёры Ю.Х. Темирканов, В.А. Гергиев, В.А. Альтшуллер, А.Р. Паулавичус, Р.Д. Абдуллаев и др.

В 1973 году В. Цытович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Специфика тембрового мышления Б. Бартока». Кроме того, В. Цытович является автором ряда научных статей по вопросам тембра и оркестрового мышления, а также научным редактором различных сборников и хрестоматий. Под его научным руководством было защищено несколько кандидатских диссертаций.

Умер В.И. Цытович 5 октября 2012 года в Санкт-Петербурге.

 

Творчество:

Творческое наследие Цытовича насчитывает более полусотни сочинений – симфонических, камерно-инструментальных, вокальных, фортепианных, органных и пр. При этом несомненно тяготение композитора к жанрам инструментальной музыки.

Среди широкого диапазона инструментальных жанров, представленных в музыке В. Цытовича, в качестве ведущего выделяется жанр концерта. К нему относятся Концерт для фортепиано с оркестром (1960), Концерт для альта и камерного оркестра (1965), Концерт для виолончели с оркестром (1981), Концерт для флейты, гобоя, струнного оркестра и ударных (1986), Концерт для гитары и камерного оркестра (1993), а также Концертино для фортепиано и камерного оркестра (1971). Помимо перечисленных произведений, к концертному жанру примыкает одночастный Дивертисмент для фагота и камерного оркестра (2003) и последнее сочинение композитора – Музыка для четырех валторн и струнного оркестра (2011).

Симфоническое творчество В. Цытовича представлено, в первую очередь, четырьмя симфониями, разнообразными по составу и строению цикла. Это Симфония №1 для большого симфонического оркестра и смешанного хора на тексты В. Каменского (1969), Симфония №2 для камерного оркестра (1974), Симфония №3 для большого симфонического оркестра (1992) и Симфония-монолог памяти П. Флоренского (№4) (1997). Помимо этого симфоническое творчество В. Цытовича включает в себя Симфониетту для большого симфонического оркестра (1957), Каприччио для большого симфонического оркестра (1976), а также программные произведения: симфоническую сюиту по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» (1956), симфонические зарисовки «Похождения бравого солдата Швейка» (для чтеца и симфонического оркестра) по Я. Гашеку, хореографические миниатюры «Подхалим» и «Прометей» (1958).

Жанр сонаты в творчестве В. Цытовича представлен написанными в 1980 году Сонатой для скрипки и фортепиано и Классической сонатиной для скрипки и фортепиано, Сонатиной для фортепиано (1984), Сонатой для виолончели и фортепиано (1996), Сонатой в стиле необарокко для фортепиано (2001).

Интересными и разнообразными по составу и взаимодействию частей являются сюитные циклы В. Цытовича. Это Сюита для двух фортепиано (1960), Триптих для альта и фортепиано (1962), цикл «10 прелюдий для фортепиано» (1963), Диалог и скерцо для скрипки и фортепиано (1966), Шесть концертных пьес для фортепиано (1966), «Приключения Чиполлино» (12 пьес для фортепиано по сказке Дж. Родари), Прелюдия и хорал для органа (1979), Шесть детских пьес для двух гитар (1983), Интродукция и токката для гитары соло (1995).

Обращения В. Цытовича к вокальным жанрам не столь многочисленны. К его вокальному творчеству относятся Пять романсов на стихи А. Блока для меццо-сопрано и фортепиано (1956), Три песни на стихи А. Гильена для баритона и фортепиано (1961), Песенки Винни-Пуха (для меццо-сопрано и фортепиано) на тексты Б. Заходера и Ария для сопрано и струнного оркестра (1978).

 

Стиль В. Цытовича сочетает в себе два противоположных начала. С одной стороны, интеллектуализм, рационализм, проявляющиеся в стремлении подчинить свободное развертывание формы строгой конструктивной идее, организующей музыкальный поток в гармоничную и выверенную систему. Другой полюс – это игровая стихия, юмор, сфера неподконтрольных разуму чувств и эмоций, реализованных в принципе концертирования, тяготении к скерцозности, токкате.

Владимир Цытович – художник парадоксальный и неоднозначный. В статье, посвящённой его творчеству, А.Епишин, говоря о творческом облике композитора, отмечает свойственные его мышлению интеллектуализм и игровое начало: «…Основная тема творчества В. Цытовича – Homo Ludens, Человек играющий. Композитор вовлекает слушателей в причудливые игры художественного интеллекта с высокими композиторскими технологиями, <…> исходящими из могущества возможностей чисто человеческого разума». Приверженность академизму в самом высоком значении этого слова, опора на классические традиции петербургской композиторской школы и непрестанный поиск новых звучностей, тембров, оригинальных концепций составляют основу творческого метода Владимира Цытовича.

 

Хронология жизни и творчества:

1931 Родился 6 августа в Ленинграде.

1945 Поступление в детский музыкальный кружок при Дворце Пионеров и Школьников.

1947 Маленький концерт для скрипки и фортепиано.

1948 Окончание ДПШ.

1949 Поступление в музыкальное училище на фортепианное и композиторское отделения.

1953 Окончание музыкального училища. Поступление в Ленинградскую консерваторию в класс Б.А. Арапова.

1956 Симфоническая сюита по сказке П. Ершова «Конек Горбунок».

1957 Вступление в Союз композиторов СССР. Симфониетта для большого симфонического оркестра (1957). Симфониетта для БСО.

1958 Окончание консерватории по классу композиции. Поступление в аспирантуру в класс Б.А. Арапова.

1959 Симфонические зарисовки «Похождения бравого солдата Швейка» (для чтеца и симфонического оркестра) по Я.Гашеку. Преподаватель кафедры инструментовки Ленинградской консерватории

1960 Окончание консерватории по классу фортепиано (класс И.А. Браудо). Концерт для фортепиано с оркестром.

1961 Окончание аспирантуры по композиции (класс Б.А. Арапова).

1962 Триптих для альта и фортепиано.

1963 Десять прелюдий для фортепиано.

1965 Концерт для альта и камерного оркестра.

1966 Шесть концертных пьес для фортепиано. Диалог и скерцо для скрипки и фортепиано.

1967 «Приключения Чиполлино» (Двенадцать пьес для фортепиано по сказке Дж. Родари).

1968 Песенки Винни-Пуха (для меццо-сопрано и фортепиано) на тексты Б. Заходера.

1969 Первая симфония для БСО и смешанного хора на стихи В. Каменского.

1971 Концертино для фортепиано и камерного оркестра.

1973 Защита диссертации «О специфике тембрового мышления Б. Бартока». И. о. заведующего кафедрой инструментовки Ленинградской консерватории.

1974 Утвержден в ученом звании доцента кафедры инструментовки Ленинградской консерватории. Вторая симфония для камерного оркестра.

1975 Заведующий кафедрой инструментовки Ленинградской консерватории (занимал эту должность до 1985 года).

1976 Каприччио для БСО.

1978 Ария для сопрано и струнного оркестра.

1980 Соната для скрипки и фортепиано.

1981 И. о. профессора кафедры инструментовки Ленинградской консерватории. Концерт для виолончели с оркестром.

1984 Сонатина для фортепиано. Детский альбом для фортепиано (пьесы разных лет).

1986 Концерт для флейты, гобоя, струнного оркестра и ударных.

1989 Профессор кафедры инструментовки Ленинградской консерватории.

1990 Заслуженный деятель искусств РСФСР.

1992 Третья симфония для БСО.

1993 Концерт для гитары и камерного оркестра.

1995 Соната для виолончели и фортепиано.

1997 Симфония-монолог памяти П. Флоренского (№4).

2001 Соната в стиле необарокко.

2002 Награжден Орденом дружбы.

2003 Дивертисмент для фагота и камерного оркестра.

2011 Музыка для четырех валторн и струнного оркестра.

2012 Умер 5 октября в Санкт-Петербурге.