Биография

Банщиков Геннадий Иванович (1943)

1943 Родился в г. Казань (9 ноября)

 

1950-е

Переезд в Ленинград (1953). Обучение в специальной музыкальной школе-десятилетке при ЛГК (1953-1961; класс композиции – С.Я. Вольфензон, класс фортепиано – Е.С. Гугель).

 

1960-е

Окончание музыкальной школы-десятилетки. Поступление в МГК (1961, класс композиции С.А. Баласаняна).

Создание Вокального цикла для сопрано и фортепиано на стихи Гарсиа Лорки (1962). Сочинение Концертино для трубы с оркестром (1963), ставшего обязательным произведением на Всесоюзном конкурсе исполнителей на духовых инструментах (Ленинград, 1964). Создание Концерта для фортепиано с оркестром. Создание «Четырех мимолетностей» для виолончели и фортепиано (1963), вошедших в обязательную программу III международного конкурса им. П.И. Чайковского (1966).

Перевод в ЛГК в класс Б.А. Арапова (1964), создание кантаты «Зодчие» для баса, мужского хора и оркестра на стихи Д. Кедрина (1964). Сочинение кантаты «Памяти Гарсиа Лорки» для смешанного хора и камерного оркестра на стихи Ф.Г. Лорки (1965). Создание Концерта № 4 для виолончели и 11-ти инструментов («Дуодецимент», 1966), в этом же году исполненного М. Ростроповичем.

Обучение в ассистентуре-стажировке ЛГК (класс Б.А. Арапова, 1966-69). Исполнение В. Берзоном Музыки для фортепиано на Международном конкурсе им. Маргариты Лонг (Париж, 1967; приз за лучшее исполнение современного произведения).

Вступление в Союз композиторов СССР (Ленинградское отделение, 1967).

Создание Симфонии № 1 для большого симфонического оркестра (1967).

Исполнение кантаты «Памяти Гарсиа Лорки» на 4-м фестивале «Ленинградская музыкальная весна» (1968, КЗ. Исполнители – Симфонический оркестр ЛГК, Хор дирижерско-хорового факультета ЛГК; дирижер – В. Маркин).

Создание камерной оперы «Любовь и Силин» по мотивам произведений Козьмы Пруткова, Сонаты для фортепиано № 1 (1968).

Премьера кантаты «Зодчие» в концертном зале «Октябрьский» (1968; исполнители – оркестр и хор Ленинградской академической капеллы, дирижер – В. Федотов).

 

1970-е

Создание Концерта № 5 для виолончели с оркестром (1970), «Оперы о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» по повести Н.В. Гоголя (1971).

Премьера Первой симфонии (1971, БЗФ. Исполнители – ЗКР, дирижер – А. Дмитриев).

Творческая поездка в Будапешт (Венгрия, 1972) – авторское исполнение Сонаты для фортепиано № 1.

Исполнение Концерта № 4 для виолончели и 11-ти инструментов на 8-м фестивале «Ленинградская музыкальная весна» (МЗФ. Исполнители – камерный оркестр; дирижер – В. Чернушенко, солист – Б. Пергаменщиков; 1972).

Создание Трио-сонаты для скрипки, альта и виолончели с фортепиано (1972).

Постановка оперы «Любовь и Силин» Ансамблем камерной оперы ЛГК (год????; Большой зал консерватории, дирижер – Ю. Кочнев).

Экранизация «Оперы о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» на Свердловском телевидении (режиссер – Ю. Серов, дирижер – В. Маркин, исполнители главных партий – В. Журавленко, Е. Бойцов;1972). Постановка оперы на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова (дирижер – Ю. Гамалей, режиссер – М. Высоцкий, исполнители главных партий – В. Журавленко, Н. Стержнев; 1973). Исполнение оперы в концертном варианте во многих городах СССР.

Премьера Концерта № 5 для виолончели с оркестром  на 9-м фестивале «Ленинградская музыкальная весна» (1973, БЗФ. Исполнители – ЗКР; дирижер – А. Янсонс, солист – С. Загурский).

Исполнение Трио-сонаты для скрипки, альта и виолончели на 10-м фестивале «Ленинградская музыкальная весна» (КЗ. Исполнители – З. Винников, Ю. Крамаров, А. Угорский, 1974).

Создание Симфонии № 2 для струнного оркестра, Сонаты № 1 для готово-выборного баяна (1977).

Присуждение премии Ленинградской комсомольской организации за серию музыкальных радиоспектаклей: «Осталась легенда», «Разведчица Люся», «Самая обыкновенная улица» (1978).

Участие в создании «Венка фортепианных пьес в память Х. Эйслера и Д. Шостаковича» по инициативе композиторов ГДР; создание Второй редакции Концерта для фортепиано с оркестром (1978).

Начало преподавательской деятельности в ЛГК (по специальности «композиция», 19??).

Создание второй редакции кантаты «Памяти Гарсиа Лорки» для смешанного хора и камерного оркестра на стихи Ф.Г. Лорки (1979).

Сочинение кантаты «Пепел в ладонях» для сопрано и малого симфонического оркестра а стихи С. Вальехо (1979). Международная премьера этого сочинения на фестивале «Варшавская осень» (исполнители – ленинградский оркестр старинной и современной музыки (1979; дирижер – Э. Серов, солистка – Т. Новикова).

Творческая поездка в Братиславу (Чехословакия) – исполнение Сонаты № 1 для готово-выборного баяна (исполнитель – В. Чухран).

Исполнение кантаты «Памяти Гарсиа Лорки» (вторая редакция) на 16-м фестивале «Ленинградская музыкальная весна» (1980, Капелла. Исполнители – Камерный оркестр и Хор Капеллы, дирижер – В. Чернушенко).

 

1980-е

Создание оперы «Горе от ума» по одноименной комедии А.С. Грибоедова (1979-83). Концертное исполнение сюиты из оперы на 19-м фестивале «Ленинградская музыкальная весна» (БЗФ. Исполнители – АСО, дирижер – В. Кожин, солисты – С. Волкова, Н. Думцев, Н. Копылов, В. Панкратов, Н. Романова, Т. Сморякова; 1983).

Создание симфонии «Вечный огонь» для большого симфонического оркестра (1985) на основе балета «Оптимистическая трагедия» («Комиссар», 1985), кантаты «Петербургский ноктюрн» для меццо-сопрано и малого симфонического оркестра (1985).

Исполнение симфонии «Вечный огонь» на 21-м фестивале «Ленинградская музыкальная весна» (БЗФ. Исполнители – ЗКР, дирижер – Р. Мартынов; 1985).

Исполнение кантаты «Петербургский ноктюрн» на 22-м международном фестивале «Ленинградская музыкальная весна» (МЗФ. Исполнители – Оркестр старинной и современной музыки; дирижер – Л. Корчмар, солистка – Н. Романова; 1986).

Создание Симфонии № 3 для большого симфонического оркестра (1988).

Постановка балета «Вестрис», созданного в 1969 году, на 25-м международном фестивале «Ленинградская музыкальная весна» (Дворец культуры им. А.М. Горького, исполнители – ленинградская труппа «Хореографические миниатюры»; 1989).

Исполнение Сонаты для арфы и органа на 25-м международном фестивале «Ленинградская музыкальная весна» (1989, МЗФ. Исполнители – И. Донская, В. Поляков).

 

1990-е

Присвоение почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» (1990).

Присвоение ученого звания «доцент» (1991).

Создание концерта для камерного оркестра и автоответчика «Телефонная книга» (1990) и его премьера на 27-м международном фестивале «Ленинградская музыкальная весна» (МЗФ. Исполнители – ГАСО, дирижер – Бьонг-Кон Ким; 1991). 

Исполнение Симфонии № 3 для большого симфонического оркестра на 29-м международном фестивале «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге» (1993, БЗФ. Исполнители – АСО, дирижер – В. Жадько).Создание балета и симфонии «Шаман и Венера» (1993), кантаты «Облака» (1997). Премьера кантаты на 33-м международном фестивале «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге» (БЗФ. Исполнители – АСО, дирижер – Э. Тайс, солистка – В. Стенькина; 1997).

Создание Сонаты  № 5 для фортепиано (1998).

 

2000-е

Создание оперы «Маскарад времен Екатерины Великой» (2002).

Премьера оперы (под названием «Любовник Мельпомены») в Санкт-петербургском государственном детском музыкальном театре «Зазеркалье».

Присвоение ученого звания «профессор» (2002).

Российская премьера «Бразильского каприччио» для симфонического оркестра на 38-м международном фестивале «Петербургская музыкальная весна» (2002, Капелла. Исполнители – Симфонический оркестр Капеллы, художественный руководитель – В. Чернушенко).

Издание сборника пяти фортепианных сонат (К., 2004).

Сочинение Элегии для скрипки и виолончели (2004), ее исполнение на 43-м международном фестивале «Петербургская музыкальная весна» (2007, ДК. Исполнители – М. Крутик, А. Иванов).