Творчество

 

«... Меня восхищает его плодотворная   работа в разнообразных жанрах. А. Петров обладает яркой композиторской индивидуальностью ...»                                                             

Дмитрий Шостакович

 

«... В Петрове я вижу огромный потенциал, который открывается от сочинения к сочинению»      

Евгений Светланов

 

«Кто сказал, что рок родился на Западе?.. Он родился в СССР в песне Андрея Петрова «Эй, моряк!» из фильма «Человек-амфибия».                             

Артемий Троицкий

Имя Андрея Петрова – одно из самых знаменитых в мире современной музыкальной культуры России. Он писал музыку и «серьезную», и «легкую» и во всех музыкальных жанрах достигал высоких художественных результатов.  Он – автор опер и балетов,  симфонических и камерных произведений, песен, романсов, музыки к теле- и кинофильмам.

Все премьеры его опер и балетов состоялись на сцене Мариинского театра в Ленинграде. Опера «Петр I» затем была поставлена во многих других отечественных и зарубежных театрах, а балет «Сотворение мира» (в котором танцевал легендарный М. Барышников), побил все рекорды по количеству постановок на сценах театров мира.

Сотрудничество А. Петрова с выдающимися исполнителями, хореографами, режиссерами складывалось чрезвычайно счастливо, перерастая в долголетние творческие союзы. Балеты на музыку композитора ставили выдающиеся хореографы – Игорь Бельский, Наталия  Касаткина и Владимир Василев, Борис Эйфман; в спектаклях танцевали Ирина Колпакова и Михаил Барышников.

Симфонические произведения А. Петрова – симфония-фантазия «Мастер и Маргарита», Поэма памяти павших в годы блокады Ленинграда, Вариации на тему М. Мусоргского «Русь колокольная», скрипичный и фортепианный концерты, увертюры, сюиты из балетов – в постоянном репертуаре филармонических оркестров, их исполняли знаменитые дирижеры – Марис Янсонс, Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Евгений Колобов, Александр Дмитриев, выдающиеся инструменталисты  – Борис Гутников, Максим Венгеров, Сергей Стадлер.

Огромная аудитория кинозрителей, покоренная обаянием киномузыки А. Петрова, привыкла к тому, что список его сочинений начинается с балетов и опер. Блистательный композитор кино, А. Петров демонстрировал ювелирную работу с бытовой музыкой. Его мелодии «растут, не ведая стыда» (А. Ахматова), из обыденных интонаций. Опоэтизированные, они даруют слушателю радость узнавания, а тонкость организации этих мелодий предлагает знатоку увлекательную игру в «знакомых незнакомцев». Лаконичная меткость музыкальных характеристик сделала его мелодии визитными карточками популярнейших фильмов, интимная общительность этой музыки устанавливает ощущение близости между нею и миллионами слушателей-зрителей, а вкус и такт обеспечили кинопартитурам А. Петрова статус подлинного искусства.

Композитор сотрудничал  с  известными  режиссерами – Эльдаром Рязановым,  Георгием Данелия, Роланом Быковым.  Песни, романсы, оркестровая музыка из фильмов «Человек-амфибия», «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Жестокий романс», «О бедном гусаре замолвите слово» завоевали огромную популярность.

Многие песни А.Петрова из  фильмов вошли в  репертуар современных  эстрадных исполнителей (Л. Вайкуле, Н. Расторгуев, Витас, Dj Грув), рок-групп («АукцЫон», «Ногу свело»).

Незадолго до своей кончины композитор сделал симфонические транскрипции своих наиболее известных киномелодий, составив из них сюиту «Уличные мелодии в смокингах», получившую большую популярность на филармонических эстрадах.

Мир музыки Андрея Петрова светел и устойчив. Он слышится диатоничным и консонантным. При этом амплитуда звучаний,  созданных композитором, широка, как широк был круг его музыкальных привязанностей – жанров и стилей, которыми он распоряжался по праву музыканта, живущего на перекрестке всех времен и континентов: от Баха до джаза, от  российских кантов до сонористики.

Его главная тема – устремление к обретению гармонии мира. Классический идеал неисправимого романтика.