Биография

Тихомиров Андрей Генрихович (1958)

Андрей Тихомиров родился в Ленинграде. В детстве серьезно увлекся классической музыкой и в десятилетнем возрасте поступил в Василеостровскую музыкальную школу, сыграв на вступительном экзамене разученную самостоятельно «Патетическую» сонату Бетховена. В музыкальной школе занимался композицией в классе Ж. Л. Металлиди. В 1974 г. поступил в музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова, которое окончил с отличием через три года, занимаясь одновременно как пианист и композитор (класс Г. И. Уствольской), а также факультативно как вокалист. В 1976 г. окончил Ленинградскую консерваторию по классу С. М. Слонимского.

В своих студенческих опусах Андрей Тихомиров проявил себя как композитор, тяготеющий к музыке модернистического склада, сложной в языковом отношении и рассчитанной главным образом на узкий круг ценителей-профессионалов. Это направление в его творчестве представлено такими произведениями, как симфония № 1, концерт №1 для ф-но с оркестром, “Соната-диалог” для флейты и ф-но, камерная кантата на стихи Лорки, сонаты для ф-но № 1 и № 2.

Вскоре, однако, появляются сочинения Тихомирова, адресованные широкой аудитории любителей музыки. В этот период был написал мюзикл для детей “Небылица”, “Ностальгические песенки” на стихи Николая Агнивцева, Пять песен на стихи Х.-Р. Хименеса, «Посвящение Моцарту» для кларнета и струнного оркестра (есть также версия для флейты и ф-но), Концерт для домры и камерного оркестра, зингшпиль “Забава дев” (Либретто М. Кузмина). Почти все перечисленные произведения неоднократно исполнялись, а некоторые (Домровый концерт и «Посвящение Моцарту») прочно вошли в педагогический репертуар.

Развиваясь в течение некоторого времени параллельно, эти два направления обнаруживают тенденцию к взаимному сближению (симфония № 2, опера «Последние дни» по пьесе Булгакова, исполненная в 1999 г. Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, “Trio zum Abschied” для скрипки, альта и виолончели, Концерт для ф-но № 2, цикл песен на стихи А. К. Толстого, «Музыка для двоих» для сопрано, меццо-сопрано и двух ф-но на стихи Х.Р. Хименеса, “De profundis” для голоса и ф-но на стихи Анны Ахматовой, духовой квинтет, “Посвящение Моцарту” (Ариэтта и финал для кларнета и струнного оркестра) и др.

Результатом последовательной работы композитора явилось формирование в его творчестве единого языкового и стилистического пространства, базирующегося на основе органического объединения традиций академической классики с ритмоинтонациями того, что сам композитор называет «современной музыкально-бытовой средой». Ярче всего этот метод был претворен в таких сочинениях Андрея Тихомирова, как «Новогодняя музыка» (Концерт для ф-но № 3), симфония № 3, Двойной концерт для балалайки, фортепиано и струнного оркестра, Концерт для гобоя и струнного оркестра, вторая тетрадь песен на стихи Н. Агнивцева  и, наконец, опера «Дракула», исполненная в камерно-концертном варианте по инициативе и силами «Концертного общества Санкт-Петербург». Все эти сочинения были очень тепло приняты публикой, многие вошли в исполнительский репертуар.