Творчество

Сапожников Владимир Алексеевич (1945)

Владимир Алексеевич Сапожников родился  в 1945 году в Новосибирске. Его творческая индивидуальность формировалась в русле традиций ленинградской композиторской школы. В Ленинграде он окончил музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова, где занимался у В.П. Чистякова, и консерваторию по классу С.М. Слонимского.

Самобытность дарования, неординарность замыслов сразу вызвали большой интерес к творчеству молодого композитора. Исполнение его сочинений в концертах смотров творческой молодежи всегда становилось значительным музыкальным открытием.

Сегодня многие сочинения В.А. Сапожникова – среди лучших образцов творчества петербургских композиторов. Не ограничивая круг своих художественных интересов, он одинаково успешно работает в различных жанрах, обнаруживая новаторский подход и современную трактовку привычных композиционных форм. Так, среди его театральных работ, наряду с оперой и двумя балетами есть оригинальное «скоморошье представление» – «Праздник дураков». Склонность композитора к большим художественным обобщениям, к философскому осмыслению явлений действительности определяет его постоянный интерес к симфонической музыке. Владимир Сапожников – автор шести симфоний, симфонических поэм, инструментальных концертов. Особо пристрастен композитор к хоровым жанрам: в его творческом портфеле – масштабные ораториальные сочинения, поэтические камерные кантаты и a cappell’ные хоры, которые с успехом исполняются хоровыми коллективами Санкт-Петербурга.

Многолика и область камерного творчества Владимира Сапожникова, представленная интересными фортепианными опусами и ансамблевыми сочинениями, многочисленными вокальными циклами. Обращаясь к музыке с текстом, он демонстрирует широкую эрудицию и тонкий вкус в подборе стихов поэтов разных эпох и народов.

Тематика творчества Сапожникова, так же как и жанровая палитра, весьма многообразна. Его волнуют вечные проблемы бытия и духа, острые драматические коллизии современной жизни, ему близка тема природы и свежие красочные фольклорные образы. Однако в центре его творчества – тема человека, личности и ее духовной сущности в мире окружающей действительности.

Верность традициям  и их индивидуальное преломление, знание музыки предшествующих эпох и современности, прекрасная выучка школы профессора С.М. Слонимского, помноженные на исключительно серьезное отношение к творчеству составили фундамент высокого профессионализма. Эти качества позволили композитору, избегая формального экспериментаторства, уверенно идти самостоятельным путем в искусстве, находить убедительные звуковые краски (а он склонен к нестандартным тембровым сочетаниям), мастерски развивать материал, строить логичные, законченные композиции.

Музыка Владимира Сапожникова привлекает емкостью и содержательностью, глубина мысли сочетается в ней с эмоциональной наполненностью и открытостью, порой осознанно сдерживаемой интеллектом. Его музыка не замкнута как «вещь в себе» – композитор стремится быть услышанным и понятым. Яркая индивидуальность, непредсказуемость творческих решений, современный музыкальный язык не заслоняют правдивости и искренности высказывания в его серьезном разговоре со слушателями, и этот разговор располагает своей доброжелательностью, мудрым и спокойным мироощущением.

Поразительная работоспособность композитора, бескорыстная преданность творчеству и высокая самодисциплина обеспечивают постоянный творческий рост и непрерывное восхождение к художественным вершинам.    

Валерия Назарова