Биография

Радвилович Александр Юрьевич (1955)

Александр Юрьевич Радвилович известен в России и за рубежом как талантливый композитор, пианист, педагог, исследователь и общественный деятель. Он родился в Санкт-Петербурге в 1955 году. С 1961 по 1973 года учился в Средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории по классам фортепиано и композиции. В 1978 году окончил Ленинградскую консерваторию по композиции у профессора С.М.Слонимского. Позднее посетил ряд композиторских семинаров в Польше, Голландии и Германии, где консультировался у В.Лютославского, Б.Шеффера, Т. де Лееу, П.-Х.Диттриха, Б.Фернехоу.

С 1984 А.Радвилович – член Союза композиторов России, с 1987 по 1993 – председатель Молодежной комиссии Союза композиторов Петербурга, с 1991 - член Правления, а с 2006 - секретарь Правления.

А.Радвилович – лауреат конкурса «Юность, творчество, мастерство» (Ленинград, 1989), международного конкурса королевы Мари-Жозе (Женева, 1992), лауреат Международной премии И.В.Стамица Артистической гильдии Германии за большой вклад в расширение культурных контактов России и Германии (1998).

Радвилович - автор более шестидесяти сочинений. Среди них - четыре симфонии, в том числе камерная - «Пушкин» (к 200-летию поэта), балет «Легенда о скрипаче», три инструментальных концерта, опера «Помеха» на тексты Д.Хармса (к 300-летию Санкт-Петербурга), хоровая опера «Давай писать сказку», антиутопия «Большой Брат», квинтет «Мальчик у Христа на елке» по рассказу Ф.Достоевского, инструментальные, хоровые и вокальные произведения, музыка для детей.

Яркая индивидуальность композиторского облика А.Радвиловича, острота музыкального языка, неординарность звуковых образов, порой парадоксальность решений музыкальной формы вызывают неизменный интерес к его музыке как у профессионалов, в том числе – исполнителей, так и у широкой публики. У композитора несомненно сформировалась своя аудитория.

Среди интерпретаторов его сочинений: Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга, симфонический оркестр «Классика», Оркестр «Санкт-Петербургская камерная филармония», Новосибирский академический симфонический оркестр, Литовский симфонический оркестр, Санкт-Петербургский камерный хор, Молодежный камерный хор Санкт-Петербурга,  Московский ансамбль современной музыки, ансамбли «Студия новой музыки» (Москва), Pro arte (СПб), Musica temporales, Sur plus (Германия), Da capo chamber players (США), Mozaik (Нидерланды), «Лунный Пьеро» (Австрия), Струнное трио Манхеттен, Берлинский фортепианный дуэт, Хор Дюфаи  (Германия), солисты М.Арделеану (Швейцария), К.Левайн (США), З. фон Остен (Германия) и др.

Музыка А.Радвиловича звучит на концертах и фестивалях в Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Германии, Голландии, Италии, Литве, Македонии, Монголии, Норвегии, Республике Корея, Украине, Финляндии, Франции, Швейцарии, США. В России композитор – непременный участник фестивалей «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге», «Звуковые пути», «Московский форум», «Московская осень», «Панорама музыки России», «Европа – Азия», филармонических концертов. Его музыка издается в России, Голландии, США. О его творчестве опубликовано много рецензий, особенно в западной прессе.

В 1989 году Радвилович основал Международный фестиваль «Звуковые пути», оставаясь его  бессменным руководителем. Уникальность Фестиваля в том, что не менее 70% исполняемой на нем отечественной и зарубежной музыки это либо мировые либо российские премьеры. Фестиваль стал творческой лабораторией для целого поколения петербургских композиторов, войдя в контекст не только музыкальной жизни Петербурга, но и в мировой музыкальный контекст. Многие российские и зарубежные музыканты считают престижным участие в фестивале. О нем пишут отечественные и зарубежные критики и журналисты, делают передачи теле- и радиокомпании России, Австрии, Германии, Голландии и США. Благодаря Фестивалю многие зарубежные ансамбли и солисты включили музыку петербургских композиторов в свой репертуар.

Начиная с 1990-х гг. А.Радвилович постоянно гастролирует в России и за рубежом как композитор, солирующий пианист и ансамблист. Специфика его исполнительской деятельности – интерпретация не только собственной музыки, но и сочинений петербургских композиторов.

Научные интересы Радвиловича также связаны с современной музыкой. Его кандидатская диссертация посвящена инструментарию музыки 2-й половины ХХ века. Подготовлена к печати работа «Оркестр ХХ века» (издательтво «Лань»).

Радвилович – член  жюри композиторских и исполнительских конкурсов в Германии, Франции, Украине, Санкт-Петербурге. Он читает лекции и ведет мастер-курсы в российских и зарубежных университеты, в том числе - в Австрии, Германии, Голландии, Великобритании, Македонии, Монголии, Норвегии, США. А.Радвилович – первый российский композитор, читавший доклады на знаменитых курсах новой музыки в Дармштадте (1992). С 1997 г. он читает разработанные им курсы лекций в Санкт-Петербургской государственной консерватории и в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов.