Творчество

Наговицин Вячеслав Лаврентьевич (1939)

Вячеслав Лаврентьевич Наговицин родился в 1939 году. В 1963 окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу скрипки у профессора М.М. Белякова и по классу композиции у профессоров В.В. Волошинова и В.Н. Салманова. С 1963 по 1966 год занимался в аспирантуре под руководством профессора Д.Д. Шостаковича. В 1964 году был принят в Союз композиторов СССР. С 1970 года ведёт педагогическую работу в Ленинградской (Санкт-Петербургской) государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. В настоящее время – профессор кафедры инструментовки и общей композиции.

Яркая композиторская индивидуальность В. Наговицина проявляется, с одной стороны, в заразительной эмоциональности, богатом мелодическом воображении и чуткости к инструментальному колориту, с другой, – в суровой самодисциплине строителя, умеющего сочетать красоту линий  и трезвость расчёта. В одном из первых критических откликов справедливо говорилось о «строгом  искусстве» композитора.

Вячеслав Наговицин – автор многих произведений в самых различных жанрах. Среди его сочинений – Симфония и «Праздничная увертюра» для большого симфонического оркестра, Симфониетта для струнных, Концерт для скрипки с оркестром, «Отражения» – симфонический этюд из цикла «Приношение Учителю» (к 100-летию Д.Д. Шостаковича), симфонический мотет «Голоса», Концерт для оркестра, музыка к драматическим спектаклям, хоры a cappellа…

Особую любовь композитор питает к камерным жанрам, в которых его творческая индивидуальность раскрывается с необычайной полнотой. Три фортепианные сонаты, две сонаты для скрипки и фортепиано, два струнных квартета, Соната для флейты и фортепиано, Дивертисмент для квинтета деревянных духовых, Драматическое каприччио для флейты и фортепиано, Токката в форме фуги для фортепиано, романсы и вокальные циклы, тетради пьес для фортепиано и для скрипки, обработки народных песен – таков далеко не полный перечень сочинений композитора в этой области.

Камерность трактуется В. Наговициным чрезвычайно широко и не исключает яркого виртуозного начала. В русле этих поисков композитора оказываются и Сюита из балета Андрея Петрова «Сотворение мира» (транскрипция В. Наговицина для скрипки и фортепиано), и «Посвящение Никколо Паганини» – фантазия-каприччиозо для скрипки соло.

Одно из  фундаментальных сочинений Наговицина – Концерт для скрипки с оркестром (1970) – посвящено автором Д.Д.Шостаковичу. Посвящение не было только данью благодарности учителю. Прежде всего, Наговицина роднит с Шостаковичем этическая и философская наполненность музыки, её высокая эмоциональная «температура». Сближает их и трактовка концерта как инструментальной драмы, «симфонизация» жанра при сохранении ведущей роли яркого и впечатляющего виртуозного начала. По заказу Мариинского театра Наговицин инструментовал основные номера неоконченной оперы М.П. Мусоргского «Саламбо», впервые прозвучавшей под управлением Валерия Гергиева на юбилейном фестивале в 1989 году (к 150-летию  со дня рождения М.П. Мусоргского). В 1991 году Мариинский театр  заказал Наговицину  инструментовку другой неоконченной оперы М.П. Мусоргского – «Женитьба», – специально для исполнения на Эдинбургском фестивале (Шотландия). Новую полную оркестровку и редакцию «Саламбо» Наговицин предпринял для исполнения оперы в 2003 году в Мюнхене (дирижёр – Мстислав Ростропович).

Своё 70-летие Вячеслав Наговицин встречает зрелым творцом, мастером, чья художественная  личность является ценным достоянием петербургской музыкальной культуры.

Иосиф Райскин