Творчество

Корчмар Григорий Овшиевич (1947)

Григорий Корчмар получил высшее музыкальное образование в Санкт-Петербургской государственной консерватории по специальности «композиция» (у профессора В. Н. Салманова) и «фортепиано» (у профессора П. А. Серебрякова).

Он – автор свыше ста пятидесяти сочинений в различных жанрах театральной, симфонической, хоровой, вокальной и инструментальной камерной музыки, произведений для детей и юношества, а также многочисленных транскрипций для разнообразных исполнительских составов музыки других авторов. Выступает а авторскими концертами в Санкт-Петербурге и Москве, в других значительных культурных центрах различных стран (Нью-Йорк, Бостон, Хартфорд, Берлин, Кёльн, Токио, Иерусалим). Симфонические и камерные сочинения композитора часто исполняются на крупных фестивалях в России («Петербургская музыкальная весна», «Звезды Белых ночей», «Московская осень», «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»), в США, странах Европы (Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Словакия,  Финляндия, Франция, Швейцария, Грузия, Украина, Эстония) и Азии (Израиль, Турция, Республика Корея, Япония).

Его произведения неоднократно отмечались престижными наградами (I премия Международного конкурса им. С. С. Прокофьева; премия Правительства Санкт-Петербурга). Большое число сочинений Г. Корчмара  напечатано отечественными и зарубежными издательствами, некоторые из них записаны на грампластинки и компакт-диски. Среди исполнителей произведений – известные коллективы, такие как симфонические оркестры Санкт-Петербургской и Московской филармоний, Национальный оркестр Лотарингии (Франция), Санкт-Петербургская хоровая капелла, бельгийские и немецкие камерные оркестры, камерные ансамбли «Солисты Москвы» и «Солисты Санкт-Петербурга», а также многие выдающиеся артисты: дирижеры М. Янсонс, А. Дмитриев, Р. Мартынов, В. Чернушенко, Дж. Сильверстайн, Ж.-П. Дёсси, Ж. Мерсье, Г. Ринкявичуюс, органист В. Штокмайер, альтист Ю. Башмет, виолончелист Б. Пергаменщиков, певица Т. Павловская …

В течение своей творческой жизни Г. Корчмар постоянно сочетает композиторскую деятельность с исполнительской (выступления с сольными и ансамблевыми  программами, многолетняя работа в качестве пианиста и клавесиниста в камерном ансамбле «Солисты Санкт-Петербурга», в составе которого гастролировал в большинстве стран Европы, в США, Мексике, Израиле). Его педагогическая деятельность (профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена) соседствует с музыковедческой (статьи, аннотации, чтение лекций в России, США, странах Европы и Азии); организаторская (художественный директор международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна») – с общественной (председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга, секретарь Союза композиторов России).

Универсализм творческого облика Г. Корчмара столь же характерен и для создаваемой им музыки. «Всеядность» автора прежде всего проявляется в многообразии стилистических манер, жанров, форм и исполнительских составов, которые избираются им для воплощения своих художественных замыслов. Так, создание крупных музыкально-симфонических и кантатно-ораториальных произведений чередуется с сочинением вокальных миниатюр, а масштабным симфоническим и концертным жанрам сопутствуют лаконичные инструментальные пьесы. Количественное соотношение «больших» и «малых» форм в творчестве композитора подвижно: в разные периоды он отдает предпочтение тому или иному жанру и масштабу, в определенное время превалирует вокальная или инструментальная музыка, однако в дальнейшем авторские приоритеты могут существенным образом меняться. При этом определяющим фактором для каждого произведения неизменно является специфика конкретной художественной идеи. Такой широкий спектр интересов свидетельствует не только об авторской «любознательности», но и о свободном владении жанрами и формами как макро-, так и микромира музыкального пространства. Столь же многоцветна и зависима от конкретной творческой задачи и стилистическая композиторская палитра, содержащая в себе и сложные звуковые пятна  с полифоническими напластованиями,  и мягкие пастельные тона.

Так же многомерна и широкоохватна тематика произведений композитора. В этом аспекте показательно его обращение к литературным истокам своего композиторского творчества – от Эсхила до П. Верлена, от памятников древнерусской литературы до поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой,  И. Бродского …

Многовековой процесс развития музыки композитор воспринимает как единый, закономерный и спиралеобразный процесс, в котором, по его словам, он ощущает себя частицей огромного и в определенном смысле вневременного мира. Поэтому противопоставление новаторства – традициям, авангардизма – академизму для него весьма относительны. Отсюда – его интерес к транскрипциям музыки других авторов различных эпох, его отношение к звуковой материи как к самому широкому набору строительного материала, избираемого в зависимости от поставленной проблематики определенного произведения,  его свободное использование как собственного,  так и чужого тематизма (что, например,  вполне согласуется с эстетическими принципами музыкального барокко).

Вследствие такого взгляда естественным образом существенной чертой творчества Г. Корчмара становится метод стилевого моделирования, столь плодотворный в музыке таких мастеров ХХ столетия, как И.Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шнитке. Широк и объемен круг оригиналов, к которым обращается композитор в процессе их перевоплощения в собственном творчестве. Таковыми являются модель эпохи в целом (Барокко-сюита, Четыре концертные арии, «Старая Вена», Трио-соната, Gloria), модель стиля определенного композитора (моноопера «Моцартино», Симфония № 3 «Посвящение Брамсу», скрипичный концерт «Дорогой Сергей Сергеич!», сюита «В честь Арнольда Шёнберга», «В гостях у господина Вебера», «В подражание Вьетану»); в этой области особое внимание и предпочтение отдается И.С. Баху – «Не ручей, а море …», «Господину капельмейстеру Баху», «Будь ты со мной …»), модель определенных сочинений («Шубертиада», «В мире Эдварда Грига», Концерт-парафраз, «Последняя фуга Баха»), наконец, модели определенных жанров («За всех живущих на свете», Две литании, Concerto grosso). В процессе работы со стилевой моделью композитор не стремится к прямой стилизации, к растворению себя в музыке других авторов и исторических эпох. Напротив – главной чертой его творчества в этом направлении является постановка типовых элементов музыкальной ткани в необычные, порой парадоксальные сочетания, что в результате приводит к новому качеству и образной многозначности. Его произведения в сфере полистилистики – это, как правило,  музыкальные послания своим великим предшественникам, это – нередко окрашенный в ностальгические тона диалог, а зачастую,  и творческий диспут с ними, это – размышления об исторических судьбах музыкального искусства. «Необычайным образом сочетая лиризм романтической музыки  и интеллектуализм, стройность классицизма, глубину барокко и элементы новаторства, композитор впитывает и перерабатывает самые различные стили. При этом его произведения сохраняют то единое зерно, которое объединяет их в особый творческий метод, в единый почерк, присущий только ему». (О. Кузьменкова. «Метод стилевого моделирования в творчестве Григория Корчмара». – Санкт-Петербург, 2004).

Метод стилевого моделирования, предполагающий включение и преобразование чужого музыкального языка в арсенале собственных композиторских средств, существенен и в другом важном направлении творчества Г. Корчмара – его обращении к фольклору разных стран и народов. Широк круг его интересов в этой области, обширна география используемого материала: композитора увлекает архаический знаменный распев («Сказание о Борисе и Глебе», «Царские распевы»), русская крестьянская песня («Свадебные песни»), лютеранский хорал («Песни скорби и утешения»), народное творчество древних йеменитских иудеев («Субботние песнопения», «На реках Вавилона»), тувинская национальная музыка («Пентатоническая увертюра»). В духе философского и религиозного экуменизма решается им одновременное сочетание нескольких разнородных фольклорных пластов (шестиязычный антифон «Блаженства Евангельские»).

Еще один важный аспект творчества Г. Корчмара – это музыка его собственного «я», не имеющая прямых цитат или аллюзий и воплощающая внутренний мир человека. Это направление можно было бы условно  назвать стиль espressivo, берущий свое начало в эстетике экспрессионизма и музыке композиторов нововенской школы. Для сочинений, созданных в этом русле, характерен исповедальный характер, они становятся музыкальными психологическими портретами и передают резко контрастные, зачастую «пограничные» состояния человеческой души. Амплитуда их музыкального языка простирается от напряженно-изломанного звучания до нежных и хрупких отзвуков. Таковы его музыкальная драма «Федра». Четвертая симфония, Sonata dolorosa, «Диалоги», «Пять состояний», «Страницы» …

Разумеется, в творчестве Г. Корчмара эти направления не существуют в своем чистом виде. В каждом новом сочинении, взаимно дополняя и обогащая друг друга, они образуют сложный, многомерный, но органичный сплав, который составляет основу его индивидуального творческого почерка.

Произведения Г. Корчмара востребованы в музыкальном мире, к ним обращаются выдающиеся исполнители, они вызывают интерес публики и отклики музыкальных критиков, один из которых, суммируя особенности творческого облика композитора, пишет: «Следует признать, что далеко не каждый композитор, изобретая звуковые конструкции, заранее полно представляет себе результат. Корчмар, чей слух и эрудиция удивительны, абсолютно точно слышит будущее звучание, и, обходясь минимумом средств, достигает эффекта максимального. Все это служит, в конечном итоге, выражению идей нестандартных, обобщающих, важных. Традиционное для петербургской композиторской школы мастерство достигло того уровня, когда переходит из категории технической в этическую, выражая почтительное, трепетное отношение художника к искусству и публике». (М. Бялик «Невское время» № 226, 10.12.1997). 

 

*** 

Grigory Korchmar received his higher musical education in composition (with prof. V.N. Salmanov) and in piano (with prof. P.A. Serebryakov) at St.Petersburg State Conservatory.

He has composed more than 140 works in different genres of theatre, symphony, choir, vocal and instrumental chamber music, works for children and youth and made numerous transcriptions of other composers' music for various performing groups. He has recitals in St.Petersburg and Moscow, in other important cultural centers of different countries (New York, Boston, Hartford, Berlin, Koln, Tokio, Jerusaleum). Symphony and chamber works of the composer are often performed at significant festivals in Russia (St.Petersburg Musical Spring, Stars of the White Nights, Moscow Autumn, December Nights of Svyatoslav Richter), in the USA, in European countries (Belgium, Great Britain, Hungary, Germany, Spain, Italy, The Netherlands, Norway, Slovakia, Finland, France, Switzerland, Georgia, the Ukrain, Estonia) and in Asia (Israel, Turkey, The Republic of Korea, Japan). His works have been repeatedly awarded prestigious prizes (First Prize at the International Competition named after S.S. Prokofiev; Prize of St.Petersburg Government). Great number of the works by G.Korchmar are published by Russian and foreign publishing houses, some of them are recorded and CD-recorded. Among the performers of his works there are famous groups such as Symphony orchestras of St.Petersburg and Moscow Philharmonic, National Orchestra of Lotaringia (France), St.Petersburg Choral Kapelle, Belgian and German chamber orchestras, chamber ensembles Soloists of Moscow and Soloists of St.Petersburg, and also a lot of outstanding musicians: conductors M. Jansons, A. Dmitriev, R. Martynov,
V. Chernushenko, Jh. Silverstein, J-P. Dessy, J. Mercier, G. Rinkyavichus; organist W. Stockmeier; viola player Y. Bashmet, cellist B. Pergamenshchikov; singer T. Pavlovskaya...

In the course of his artistic life G. Korchmar has been constantly combining composition and performance (solo and ensemble performances, lasting many years work as a pianist and harpsihordist at the chamber ensemble Soloists of St.Petersburg being on tours with it in most European countries, in the USA, Mexico, Israel. His teaching activity (professor of Russian State Pedagogical University named after A.I. Gertsen) goes alongside with the activity of musicologist (articles, annotations, conducting lectures in Russia, the USA, Europe and Asia); the organizing activity (Artistic Director of the International Festival St.Petersburg Musical Spring is in parallel with the public one (President of St.Petersburg Composers' Union). Secretary of Russia Composers’ Union.

Universality of the artistic image of G.Korchmar is also characteristic of the music he creates. «Omnivorous character» of the author is in the first place revealed in the variety of stylistic ways, genres, forms and performing groups he chooses for embodiments of his creative ideas. Thus composing of big musical-symphony and cantata-oratorical works alternate with composing of vocal miniatures, large-scale symphony and concert genres are neighbored by laconic instrumental pieces. Quantitative correlation of «big» and «small» forms in the creative work of the composer is mobile: at different periods of time he prefers a certain genre and scale, at certain time vocal or instrumental music prevails though after that the composer's priorities can significantly change. But in any case the defining factor for each work is always a specific character of a definite creative idea. Such a wide range of interests is evidence not only of the composer's «curiosity» but also of his good command of genres and forms of micro- and macroworld of musical space. As much multicolored and dependent on a definite artistic goal is a stylistic palette of the composer, containing both complicated sound spots with polyphonic beddings and soft pastel tints.

Subjects of the composer's works are in the same way multiranged and widescoped. In this perspective the revealing factor is his appeal to literary sources of his composer’s  creative work – from Aischylos to P.Verlain, from ancient Russian literary texts to poetry by A. Akhmatova, M. Tsvetaeva, J. Brodsky...

The composer apprehends a centuries-old process of music development as a unified, regular and spiral process in which he, by his own words, feels as an element of a huge and in a certain sense timeless world. That's why opposition of innovation to tradition, avant-gardism to academic manner is quite relevant for him. Hence his interest to transcriptions of music by other composers of different epochs, his attitude to sound substance as to a very wide set of building material which is chosen depending on problems set in a definite work, his free usage of both his own and someone else's themes that is quite in concord with aesthetic principles of musical baroque.

In consequence of such a view it's natural that a significant feature of G.Korchmar's creative activity has become method of stylistic modeling so fruitful in the music by such outstanding composers of XX century as I. Stravinsky, S. Prokofiev, D. Schostakovitch,   A. Shnitke. The range of originals to which the composer appeals in the process of their transformation in his own creative activity is wide and volume. Such is the model of an epoch in whole (Barocco-Suite, Four Concert Arias, «Ancient Viena», Trio-Sonata, Gloria), the model of a definite composer's style (monoopera «Mozartino»), Symphony N 3 «Dedication to Brahms», violin concert «Dear Sergei Sergeitch!», Suite «In honour of Arnold Shoenberg», «At Mister Veber's», «In Imitation of Vieuxtemps»; special attention in this field is paid to I.S. Bach – «Not a Brook, but the Sea...», «To Mister Kapellmeister Bach», «Were You with Me...»), the model of definite works («Schubertiada», «In the World of Edward Grig», Concerto-Paraphrase, «The last Fugue of Bach») and at last the models of definite genres (cantata «To All Living in the World», Two Litanies, Concerto Grosso). In the course of work with a stylistic model the composer doesn't strive for straight stylization, for self dissolution in the music of other composers and other historical epochs. On the contrary, the main feature of his creative work in this direction is putting typical elements of musical substance in unusual, sometimes paradoxical combinations as a result leading to a new quality and polysemantic of images. His works in the sphere of polystylistics are, as a rule, musical messages to his great predecessors, a dialog frequently with a touch of nostalgia and often a creative dispute with them, meditations about historical fates of musical art. «Combining in an exceptional way lyricism of romantic music and intellectualism, order of classicism, depth of baroque and elements of innovation the composer absorbs and treats the most different styles. At the same time his works preserve the unified core which unite them in a special artistic method, in a single style characteristic only of him». (O. Kuz'menkova. «Method of stylistic modeling in the creative work of Grigory Korchmar». – St.Petersburg, 2004).

Method of stylistic modeling presupposing inclusion and transformation of somebody else's musical language in a set of a composer's own means is essential in one more important direction of G. Korchmar's creative work – his appeal to folk music of different countries and nations. The range of his interests in this sphere and the geography of the material used are rather wide. The composer is carried away by archaic banner chant («Legend of Boris and Gleb», “Tsar’s Chants”), Russian peasant songs («Wedding Songs»), Lutheran choral («Songs of Sorrow and Consolation»), folk art of ancient Yemeni Jews («Songs of the Sabbath», «By the Waters of Babylon»), Tuvinian national music («Pentatonic Ouverture»). Simultaneous combination of several heterogeneous folk layers is reached by him in traditions of philosophic and religious ecumenism (Six language antiphone «Gospel Felicities»).

One more important aspect of G. Korchmar's creative activity is music of his own «ego» which has no straight quotations and allusions and embodies the inner world of a person. This direction could be conventionally called espressivo style originating from expressionism aesthetic and from music of New Vienna composers' school. The works created in this course are notable for their confessive character, they become musical psychological portraits and depict sharply contrasting and often "boundary" state of human soul. Amplitude of their musical language extend from tensed-warped to tender and fragile sounds. Such is his musical drama «Phedre»,  Symphony N 4, Sonata dolorosa, «Dialog», «Five States», «Pages» ...

Naturally, these directions do not exist in Korchmar's creative activity in their pure form. In every new work they create complicated, multiscaled but organic fusion adding to each other and enriching each other, this fusion being the basis of his individual artistic manner.

Works by G. Korchmar meet great demand in the musical world, they are taken up by outstanding performers, they arise interest of the audience and musical critics, one of the latter summing up the peculiarities of the composer's artistic image writes: «It must be admitted that while creating musical constructions a rare composer can foresee the result in full. Korchmar, possessing a perfect ear for music and an amazing erudition can hear precisely the future sound and achieve maximum result managing on minimum means. . In the long run all it serves for expressing ideas which seem nontraditional, general and important. The high skill characteristic of St.Petersburg composers' school has reached the level when it transfers from a technical to an ethic category and expresses the composer's respectful and anxious attitude to arts and audience». (M.Byalik «Nevskoe Vremya» N 226, 10.12.1997).