Творчество

Геккер Петр Абрамович (1945)

Мир интересов Петра Геккера простирается от интеллектуально емких симфонических и театральных жанров до наиболее демократичных, словно погруженных в саму жизнь музыкальных жаров драматического театра, эстрады.
За внешней пестротой событий творческой биографии Петра Геккера – годами поездок по России, тесного сотрудничества с хореографическими коллективами Тувы, Якутии, Чукотки – пролегал его особый, обозначенный индивидуальной художественной логикой путь профессионального становления.
С неиссякаемой энергией и постоянством мысль композитора устремлена к «вечным» темам и идеям искусства. Глубины времен истории и истинность субъективного познания, душа художника как зеркало судьбы и страданий в окружающем мире – таковы этико-философские ориентиры в творчестве Геккера, определившие круг тем и образов.
Чуждый суеты, внутренне сосредоточенный, композитор глубоко искренен в своем постоянном интересе к обновлению стилистики музыкального языка богатейшими красками фольклора, к принципиальному раздвижению горизонтов «музыкальной географии» собственного творчества. С годами эти поиски новизны музыкально-этнографических впечатлений обретали иной смысл и направленность: от стилевого многоцветия, запечатлевшего богатство и красоту окружающего мира, мысль Геккера все более устремляется к познанию национально-художественных глубин собственного «я». Именно таковы внутренние мотивы осознанного поворота в творчестве Геккера к теме еврейской духовной культуры и истории. Эта тема занимает особое место в его музыке – среди сочинений композитора сегодня нельзя не отметить фантазию «Иерушалаим» для симфонического оркестра и хора, первоисточником которой послужил древнейший памятник человеческой культуры – Библия. (Тексты даны композитором на иврите).
Свойственные композитору артистизм и свобода творческого мышления позволили ему преодолеть традиционализм в понимании конструктивных принципов музыкальной формы. Основной из законов художественного времени в произведениях Геккера – логика раскрытия интонационно-звуковой природы музыкального образа, где композитор ощущает тончайшие градации тонов и нервный ритм пульсов, мелодику фраз. Именно поэтому наиболее близки Геккеру вокально-поэтическое начало и сонорная колористика. Полетность, стихия движения как качество музыкального материала у композитора находят удивительно точное отражение в свободном процессуальном характере формы.
Яркое образное мышление П. Геккера и его острое ощущение драматургических процессов позволяют автору эффективно работать и в сфере театральной музыки (им написана музыка к целому ряду театральных спектаклей в «Малом драматическом театре Европы», Театре Комедии, Театре на Литейном, Театре-«Буфф» и других).
Музыка П. Геккера наполненная глубоким актуальным содержанием, и неизменно стоящая на высоком уровне профессионального мастерства, в течение многих лет привлекает внимание выдающихся отечественных и зарубежных музыкантов-исполнителей. Среди интерпретаторов его произведений – ведущие отечественные оркестровые и хоровые коллективы: Заслуженный коллектив республики симфонический оркестр и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной филармонии, Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр, Симфонический оркестр Капеллы, Московский камерный оркестр «Амадеус», Молодежный камерный хор Санкт-Петербурга, Камерный хор Lege Artis; такие широко известные имена дирижеров, как Народный артист СССР М. Янсонс, Народные артисты России Р. Мартынов, В. Чернушенко, С. Горковенко, Э. Серов, Народная артистка Республики Татарстан и Заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра С. Ялышева, инструменталисты – Народный артист России М. Гантварг, Заслуженный артист России А. Казаков, именитые западноевропейские скрипачи М. Безверхний, З. Винников и многие другие.
Симфонические и камерные произведения П. Геккера часто звучат на таких ведущих площадках, как Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии, Концертном зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Большом концертном зале «Октябрьский», Концертном зале им. А.К. Глазунова Санкт-Петербургской государственной консерватории. Они исполняются в Москве, различных регионах России, а также в Испании, Германии, Канаде, США, Израиле и других зарубежных странах. Музыка композитора также неоднократно звучала на радио и в телеэфире: так, например, его балет «Маски» в хореографии Г. Алексидзе был показан на Центральном российском телевидении.
Творчество Петра Геккера сегодня – это органично развивающийся диалог художника со Временем.